Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые развивают гибкость язычка ребенка. От этого зависит правильность и чистота произношения каждого звука. Гимнастика позволяет “поставить” язык правильно во время говорения звука — соприкасаться с языком в том или ином положении, сгибаться в разных положениях.
Формирование речевых навыков ребенка осуществляется вплоть до шести лет. В это время он научается произносить звуки и их сочетания. Родителям необходимо контролировать этот процесс, чтобы в будущем у малыша не наблюдалось проблем с задержкой речевого развития и ребенок не испытывал трудности в общении.
Артикуляционная гимнастика не только способствует правильному развитию речи, но и благотворно влияет на мышцы лица, укрепляя их. Во время зарядки усиливается кровообращение, развивается гибкость разных органов, участвующих в речи.
Кому показана артикуляционная гимнастика
Занятия речевой зарядкой будут полезны всем малышам, но особенно в двух случаях:
- в качестве подготовки к исправлению логопедических проблем — гимнастика предваряет упражнения на постановку отдельных звуков (часто “р”, “ш”, “с”);
- детям с нечетким, вялым произношением слов, т. е. когда вы слышите, будто у ребенка “каша во рту” во время говорения.
Врачи отмечают, что артикуляционная гимнастика для малышей играет важную роль в развитии речевых навыков. Специалисты подчеркивают, что регулярные занятия помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата, что способствует более четкому произношению звуков. Кроме того, такие упражнения развивают координацию движений языка, губ и челюсти, что является основой для формирования правильной речи.
Педиатры и логопеды рекомендуют начинать занятия с простых упражнений, которые легко выполнять в игровой форме. Это не только делает процесс обучения увлекательным, но и помогает детям быстрее усваивать материал. Врачи также отмечают, что артикуляционная гимнастика может быть полезна для детей с речевыми нарушениями, так как способствует улучшению фонематического восприятия и развитию слухового внимания. Таким образом, артикуляционная гимнастика становится важным инструментом в раннем речевом развитии детей.

Основные правила выполнения гимнастики
Заниматься артикуляционной гимнастикой можно и в 2, и в 4 года. Начинать занятия можно уже с 8 месяцев. До 5 лет она работает как вспомогательная гимнастика для развития речи, а в 5 — 6 лет с ее помощью можно наладить уже возникшие недостатки звукопроизношения. Залог эффективности гимнастики — в ее регулярности. Выполнять упражнения желательно каждый день, в среднем по 6 минут. Начинают с 2 — 3 минут в день, постепенно доводя в более старшем возрасте до 10 минут на одно занятие.
Проводить занятие с малышом лучше в веселой игровой форме, когда он расслаблен и в хорошем настроении. Большинство упражнений это учитывают и представляют собой комплексы из интересных стихов, показывания различных гримас.
Поскольку у малыша еще нет тех или иных навыков создания правильного положения языка, необходимо первое время выполнять упражнения перед зеркалом. Мама показывает ребенку, как должен “вести” себя язык, произнося тот или иной звук, а малыш повторяет, глядя на свой язычок в зеркале. Тогда он изначально правильно ставит язык в нужное положение: за зубами, к небу, высунув кончик когда нужно.
Артикуляционная гимнастика для малышей становится все более популярной среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что такие занятия помогают развивать речь, улучшать дикцию и формировать правильное произношение. Родители делятся положительными отзывами о том, как гимнастика способствует не только речевому развитию, но и общему развитию ребенка: малыши становятся более уверенными в себе, активнее общаются и легче воспринимают новую информацию. Педагоги подчеркивают, что регулярные занятия помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата, что особенно важно в раннем возрасте. Кроме того, гимнастика проходит в игровой форме, что делает процесс увлекательным и интересным для детей. В результате, многие семьи включают артикуляционную гимнастику в повседневные занятия, видя в этом не только пользу для речи, но и возможность провести время вместе с ребенком.
Лучшие упражнения для артикуляционной гимнастики
Предлагаем ряд упражнений, которые рекомендованы детскими логопедами для развития звукопроизношения и развития речи ребенка.
“Окошко”. Скажите ребенку, что его ротик — это окно. Когда вы говорите “жарко”, “окошко” должно широко открыться, когда “холодно” — закрыться. Чередовать несколько раз.
“Лопатка”. Расслабить язык, чтобы он в широком положении свободно лежал на нижней губе.
“Почистим зубы”. Растянуть губы в улыбке, затем широко открыть ротик. Представить, что язык — это зубная щетка. Кончиком язычка “вычистить” с внутренней стороны нижние и верхние зубки.
“Трубадур”. Вытягивать губы вперед, сложив их в “дудочку”.
“Хронометр”. Улыбнуться, широко раскрыть рот. Представить, что язык — это стрелка часов. Поднять его вверх и водить от одного уголка рта к другому.
“Я маляр”. Представить, что кончик языка — это кисть. Гладить им небо, представляя, что красите потолок.
“Ем орехи”. Закрыть рот, кончиком языка упираться поочередно в щечки изнутри, чтобы снаружи выглядело, будто во рту круглые орехи.
“Сладкое варенье”. Сложить язык “чашечкой”, при открытом ротике облизывать верхнюю губу.
“Цокает лошадка”. Цоканьем языка имитировать звуки копыт лошадки. Открыв ротик, делать присасывающиеся движения языком к небу.
“Острая иголка”. Высунуть язык вперед, напрячь его, чтобы он был узким, и держать около 7 секунд.
Очень полезно заучивать с ребенком стихотворения и контролировать правильность произношения каждого слова. Обилие стихов для каждого возрастного периода вы найдете в интернете.
Если вы хотите быть уверены, что звукопроизношение вашего ребенка развивается правильно, задайте дополнительные вопросы логопеду во время планового профосмотра в поликлинике. Он порекомендует те или иные упражнения, которые пойдут на пользу именно вашему ребенку.


Вопрос-ответ
Каковы основные упражнения артикуляционной гимнастики для детей?
Основные упражнения включают в себя движения губами, языком и челюстью. Например, можно предложить ребенку поиграть с мимикой, делая гримасы, или выполнять упражнения на произнесение звуков, таких как “м”, “п”, “б”. Эти упражнения помогают развивать артикуляцию и координацию движений.
С какого возраста можно начинать заниматься артикуляционной гимнастикой с детьми?
Артикуляционную гимнастику можно начинать с 2-3 лет, когда ребенок уже начинает осваивать речь. Важно, чтобы занятия были в игровой форме, чтобы малыш не уставал и не терял интерес к упражнениям.
Как часто следует проводить занятия артикуляционной гимнастикой?
Рекомендуется проводить занятия 2-3 раза в неделю, продолжительность которых должна составлять 10-15 минут. Регулярные занятия помогут улучшить речевые навыки и развить артикуляцию у ребенка.
Советы
СОВЕТ №1
Начинайте занятия с простых и веселых упражнений, которые будут интересны вашему малышу. Используйте игрушки, песни или стихи, чтобы сделать процесс обучения увлекательным и непринужденным.
СОВЕТ №2
Регулярно проводите артикуляционную гимнастику, выделяя для этого 5-10 минут в день. Постоянство поможет ребенку быстрее освоить правильное произношение и развить речевые навыки.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на правильную артикуляцию собственных звуков. Дети учатся подражая, поэтому старайтесь говорить четко и ясно, демонстрируя правильное положение губ и языка при произнесении звуков.
СОВЕТ №4
Используйте зеркала во время занятий. Это поможет ребенку видеть, как он выполняет упражнения, и корректировать свои движения, что способствует лучшему пониманию артикуляции.
